16. Искажение поэтического текста
Искажение поэтического текста может стать эффективным приемом комического только тогда, когда этот текст общеизвестен, хрестоматиен, то есть для нормативного читателя является как бы крупной неразложимой языковой единицей, не допускающей никаких нарушений. Искажение поэтического текста обычно используется с комической целью для того, чтобы обнаружить невежество героя и посмеяться над ним, или для того, чтобы дискредитировать само произведение или поэта, его написавшего, следующем примере пародийный герой Зощенко, в которого он играет, — простодушный и недалекий пролетарский писатель, рассуждая о любви, неверно цитирует известное детское стихот-
ворение: "Птичка прыгает на ветке // В небе солнышко блестит":
Ну, конечно — любовь. Встречи. Разные тому подобные слова. И даже сочинение стихов на тему, никак не связанную со строительством, — чего-то там такое: "Птичка прыгает с ветки на ветку, на небе солнышко блестит".
Голубая книга
данном случае искажена не только лексика стихотворения, но и его размер.
рассказе "Грустные глаза" приводятся строчки из Пушкина, но расположены они лесенкой. Цель такого приема — спародировать строфику современных Зощенко поэтов, в частности, Маяковского:
Как у Пушкина сказано. Не помню только, как там строчки расположены. Нынешняя поэзия меня в этом смысле окончательно сбила с панталыку. Одним словом
сказано:
От ямщика До
Первого поэта Мы
Все
Поем
Уныло
...Печалию согрета Гармония
наших Дев И муз.
Грустные глаза
Комически звучат и примеры, где рассказчик
не уверен в точности цитирования и предлагает в качестве варианта свое слово:
некоторые впадали в меланхолию и восклицали: ах, дескать, господа. Вот так же, как в свое время воскликнул один из прекрасных поэтов: ах, господа! — он воскликнул
Жизнь, как посмотришь С холодным вниманием вокруг, Такая пустая и глупая шутка. Или — штука. Не помню. Одним словом, он что-то вроде этого воскликнул, переполненный глубокой меланхолией.
Голубая книга
Конечно, в тексте стихотворения Лермонтова никакого "ах, господа" тоже не было. То, что любое нарушение художественной структуры стихотворения вызывает комический эффект, показывает следующий пример, где автор, цитируя Есенина, делает лишь две, на первый взгляд, незначительные комментаторские вставки:
Об этой досаде прекрасно выразился один наш славный поэт. Он так воскликнул, говоря о прошедших днях своей юности: Жизнь моя, — воскликнул он, — иль ты приснилась мне!
Словно, говорит, я весенней, гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Голубая книга