15. Сдвиг в логике
Логический сдвиг, то есть неожиданный переход одного логического потока мысли в другой,
один из самых действенных и частотных приемов создания комического эффекта в юмористической литературе вообще и у Зощенко в частности.
Читательское восприятие обычно подготовлено логикой предшествующего контекста к естественному продолжению рассказа в рамках той же логики. Однако внезапно происходит обман читательского ожидания и последующий контекст строится по какой-то иной логике, непредусмотренной читателем.
рассказе "Папаша" молодого человека вызывают в суд, так как он является фактическим отцом трехмесячного ребенка и обязан платить алименты. На суде, однако, в официальном порядке должен быть установлен факт отцовства. Читательское ожидание предполагает следующее логическое развитие сюжета: судья будет доказывать факт отцовства молодого человека, а последний будет все опровергать. На деле же происходит нечто неожиданное. На замечание судьи о том, что малютка похож на отца, и даже носик у него такой же формы, уклоняющийся от алиментов молодой человек, пытаясь логически обосновать свою непричастность к ребенку, на деле комическим образом подтверждает свое отцовство:
говорю, извиняюсь, от носика не отказываюсь. Носик действительно на меня похож. За носик, говорю, я завсегда способен три рубля или три с полтиной вносить.
зато, говорю, остатний организм весь не не мой. Я, говорю, жгучий брюнет, а тут, говорю, извиняюсь, как дверь белое.
Папаша
Здесь логика деторождения как бы подменяется логикой производства какой-либо машины, где одна деталь может быть сделана одним человеком, за которую он и отвечает, а другая другим, за которую первый уже не несет ответственности.
Другой пример логического сдвига. В рассказе "Баня" посетителю не выдают пальто, потому что он потерял номерок. Ему предлагают подождать, пока все клиенты не разберут свои польта , тогда то, которое останется, и будет его. Посетитель не соглашается — ведь кто-нибудь может позариться на его пальто — и предлагает банщику выдать ему пальто по приметам. Читатель понимает испуг посетителя: по-видимому, у него новая, дорогая вещь, но перечисляемые приметы идут вразрез с таким пониманием :
Я говорю: — Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же — говорю. — Выдай, говорю, по приметам. Один — говорю, карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, — говорю, — верхняя есть, нижних же не предвидится.
Баня
Комический сдвиг в логике присутствует и в рассказе "Любовь". Молодой человек провожает девушку с вечеринки домой. По дороге к ним подходит грабитель и приказывает молодому человеку снять шубу и сапоги. Девушку, однако, он не трогает. Это-то и обижает молодого человека:
[аму не трогаете, а меня — сапоги снимай, — проговорил Вася обиженным тоном, — у ей и шуба и калоши, а я сапоги снимай.
Любовь
На ситуацию ограбления здесь накладывается совершенно неуместная для такого случая логика равноправия — мол, почему я должен страдать
больше, чем другой.
В следующем контексте тезис "бильярд развивает глазомер" комически подменяется тезисом "бильярд не совсем безопасная игра", при этом в
слове глазомер происходит значительный семантический сдвиг:
Слов нет — игра интересная. Она занятная и отвлекает человека от всевозможных несчастий. Некоторые даже находят, что бильярдная игра развивает мужество, глазомер и натиск. А врачи утверждают, что эта игра для неуравновешенных мужчин крайне полезна.
Не знаю. Не думаю. Другой неуравнов-вешенный мужчина, играя на бильярде, до того нальется пивом, что после игры еле домой ползет. Так что я сомневаюсь, чтоб это для нервных и расстроенных было полезно.
А что это глазомер усиливает, то как сказать. Тут одному с нашего дома партнер, прицеливаясь, глаз кием подбил. И хотя тот не ослеп, но все-таки слегка окривел. Вот
вам и развитие глазомера, п если ему теперь по другому глазу пройдутся, то человек и вовсе глазомера лишится.
Веселая игра
Сдвиг в логике у зощенковского рассказчика далеко не всегда можно объяснить его глупостью или необразованностью. Часто такой сдвиг есть лишь отражение более общего процесса некоторых перемен в массовой ментальности, обусловленных текущими экономическими или политическими трудностями. Многие суждения героев Зощенко, иногда весьма парадоксальные с точки зрения здравого смысла, не лишены своеобразной, но вполне понятной для читателя логики:
Главная причина — публика очень осторожная стала. Публика такая, что завсегда стоит на страже своих интересов. Одним словом, вот как бережет свое имущество. Пуще глаза.
Глаз, говорят, завсегда по страхкарточ-ке восстановить можно. Имущество же никоим образом при нашей бедности не вернешь.
Узел
Юморема "сдвиг в логике" используется писателем и для иронизирования над некоторыми широко пропагандируемыми мировоззренческими клише. Например, очень часто положительные герои как советской литературы, так и прессы
заявляют, что они не хотят искать легких путей в жизни, презирают пенкоснимательство и стремление к удобной жизни как буржуазные пережитки. Тезис этот в рассказе "Медик" накладывается, однако, на ситуацию, к которой он никак
не применим. Один мужик заболел и вызвал врача. Врач приехал и поставил диагноз:
Маленько объелся мужик через меру. Пущай, — говорит, — клистир ставит и курей кушает.
На это мужик реагирует так после отъезда врача:
Эх, — думает, — так его за ногу. Какие дамские рецепты ставит. Отец, — думает, мой не знал легкие средства, и я знать не желаю, а куреи пущай кушает международная буржуазия.
Медик
Примеров логического сдвига из творчества
Зощенко можно привести сколько угодно он пользуется этим приемом очень активно. Обнаруживается "сдвиг в логике" и в юмористике зощенковских литературных предшественников — Гоголя, Лейкина, Лескова, Чехова, Теффи и др.