11. Отрицание утверждения
Юморема "отрицание утверждения" строится по следующей схеме: в первом предложении вы-сказывается какое-либо суждение, которое отрицается последующим контекстом:
Один ленинградский инженер очень любил свою жену. То есть, вообще говоря, он относился к ней довольно равнодушно.
Сердца трех
наиболее лаконичной форме эта юморема встречается в "Великосветской истории" сине-брюховского цикла: "Подпоручик ничего себе, но сволочь".
Последующий контекст может сразу следовать за утверждением или отстоять от него на некотором расстоянии. Как правило, истинное положение вещей констатируется именно в последующем контексте. Комический эффект, происходящий за счет квалификации одной и той же реальности двояким образом, может быть элементарно-комическим или сатирическим, если то, о чем говорит герой, читатель воспринимает как типическое явление окружающей жизни:
А между тем, прожила она с Иван Савичем почти что пятнадцать лет душа в душу. Правда, дрались, слов нет. До крови иной раз бились, но так, чтобы слишком крупных ссор, или убийства не было.
Матрен ища
Прием "отрицание утверждения" позволяет Зощенко сразу достичь нескольких комических эффектов — охарактеризовать рассказчика как человека недалекого, плохо владеющего логикой, заставить его обнаружить перед читателем какую-либо слабость или порок, который он пытается скрыть (саморазоблачение) и под маской неквалифицированного рассказчика (мол, что с него взять!) представить ироническое или сатирическое изображение действительности:
Я, конечно, человек непьющий. Ежели другой раз и выпью, то мало — так приличия ради или славную компанию поддержать. Больше как две бутылки мне враз нипочем не употребить. Здоровье не дозволяет. Один раз, помню, в день своего бывшего ангела я четверть выкушал.
Ним о над
последнем примере последовательность отрицания несколько иная, чем в предыдущих, построенная не на жестком введении противоположного суждения, а с помощью постепенной града-ции, сводящей на нет первоначальное утверждение: непьющий — мало, две бутылки, четверть. (Напомним, что последняя мера — четверть, т.е. четверть ведра, равна трем литрам.) Отрицание, выраженное градацией, как правило, усиливает как комизм суждения, так и сатирическую направленность юморемы:
Кстати о Ростове. Симпатичный город, там был этой осенью. Проездом.
Славный, спокойный город. И климат довольно мягкий. Кроме того, — полное отсутствие хулиганства, даже немного удивительно, с чего бы это.
Молоденькая девица одна может свободно пройти ночью по улицам. Никто ее не затронет.
Ну, как — одна, я, конечно, не знаю. Не ручаюсь. Но вдвоем или небольшой группой,
Очень свободно может идти.
Ростов
Иногда юморема этого типа может иметь обратное построение, то есть градация направлена не от меньшего к большему, как в предыдущих примерах, а от большего к меньшему:
И много их, баб-то сознательных? Да хватает, — сказал Егорка. — Хотя ежели начисто говорить, то не горазд много. Глаза не разбегаются. Маловато вообще. Од-
на вот тут была в уезде... Да и та неизвестно как... может, кончится.
Точка зрения
Большая или меньшая сатирическая направленность юморемы зависит не от ее формального построения, а от ее конкретного тематического наполнения и от осознания читателем типичности или нетипичности приведенного факта. Напри-
мер, следующий отрезок текста, содержащий отрицание утверждения "в ушах звенит от тишины
в ушах звенит от криков", построенное по
принципу нарастающей градации, может восприниматься и как типичный, отражающий реальную атмосферу "дачных местечек" и как отдельный, свойственный только "нашему" дачному месту. Здесь уже все зависит от знания читателем описываемой действительности:
надо сказать, наше дачное местечко ужасно какое тихое. Прямо, все дни - ни пьянства, ни особого грохота, ни скандала. То есть, ничего такого похожего. Ну, прямо,
тишина. В другой раз в ушах звенит от полной тишины...
Конечно, эта тишина стоит не полный месяц. Некоторые дни недели само собой исключаются. Ну, скажем, исключаются, ясное дело — суббота, воскресенье, ну, понедельник. Ну, вторник еще. Ну, конечно,
праздники. Опять же, дни получек. В эти дни, действительно, скажем, нехорошо выйти на улицу. В ушах звенит от криков и разных возможностей.
Драка
для Зощенко и для его читателя не возни-кает, однако, сомнения в сатиричности приве-
денной юморемы и тем не менее невозможно его упрекнуть в "очернении действительности", так как формально он говорит о единичном факте. Такой тип описания, весьма характерный для Зощенко, был его хитрым маневром, ловким способом заранее нейтрализовать возможные упре-
ки пристрастной критики в клевете на советский образ жизни.