Задача настоящего исследования - дать подробное структурное описание приемов комического у Зощенко, лежащих в сфере языкового юмора. При этом две другие сферы комического комизм характеров (комизм персонажа) и комизм положений (ситуативный юмор) будут рассматриваться постольку, поскольку это необходимо для лучшего понимания и объяснения тех или иных структур языкового комизма. Кроме
того, комизм характеров и комизм положении почти всегда очевидны, лежат на поверхности, общедоступны и общепонятны, в то время как языковой юмор — структура глубинная, скрытая, зачастую неуловимая на сознательном уровне, требующая классификации и разъяснения.
Заглавие данной книги несомненно напомнит литературоведу известную статью Александра Слонимского "Техника комического у Гоголя". Хотя работы эти разные, похожее название в определенном смысле указывает на полемику, касающуюся, однако, не конкретных выводов о специфике творчества Гоголя, а теоретической базы исследования. В этом смысле автор настоящей книги находится в более выгодном положении, ибо теория комического за шесть десятилетий, отделяющих нас от статьи Слонимского, пополнилась многими интересными, а порой и блестящими работами, раскрывающими сущность юмора в разных аспектах его проявления: антропологических, психических, познавательных, социальных, эстетических, языковых и т.д. Так как некоторые теоретические работы по сущности комического необходимы для построения исследовательского аппарата данной книги, автор кратко остановится на их рассмотрении ниже.
Поводом к анализу комических языковых структур в текстах Зощенко явились размышления о его технике комического, совершенно ин-
дивидуальной и мало похожей на технику его литературных предшественников или современников. Более пристальный разбор рассказов подтвердил, что главное отличие Зощенко от других
юмористов и сатириков лежит не столько в фабульном, сюжетном или композиционном их построении, сколько, главным образом, в их языковом исполнении. В связи с этим интерес исследователя переместился с целого рассказа как жанровой единицы на отрезок текста как минимальной структурной единицы юмора. Такой отрезок текста был для удобства условно назван "юморе мой". Слову этому поначалу исследователь не
пытался придать статус лингвистического термина путем нахождения непротиворечивых его критериев, а оперировал им довольно свободно, главным образом понимая под ним синтактикотематическую структуру с ярко выраженным построением, вызывающим комический эффект.
Практически же автор выписал из текстов Зощенко "смешные фразы" иногда вместе с минимальным окружающим их контекстом, без которого их понимание затруднялось или было неполным. Сравнивая эти "смешные фразы" друг с другом, исследователь обнаружил, что Зощенко оперирует повторяющимися языковыми структурами, легко поддающимися классификации и описанию. В результате весь собранный материал был разбит на четкие отличные друг от друга группы структурных типов — "юморем". Теперь исследователь видел свою задачу в том, чтобы
найти название для каждого вида юморемы и объяснить механизм комического эффекта в ней, а также по возможности найти то общее, что объединяет все юморемы, то есть выявить сущность их комизма. Для этого исследователь обратился к теоретическим работам о природе комического, обзор которых следует ниже.
Главным материалом исследования в основном явились маленькие рассказы Зощенко двадцатых и первой половины тридцатых годов, в которых писатель проявил себя особенно оригинально как сатирик и юморист, владеющий целым арсеналом приемов техники комического на словесном и сюжетном уровнях. Изредка, помимо этих произведений, к рассмотрению привлекаются и более поздние вещи Зощенко, в которых автор остается верен некоторым элементам своей прежней художественной манеры. Если основные четыре главы книги имеют теоретический характер, относящийся к области структурно-логического и фабульного анализа художественного текста, то последняя глава существенно иная — историко-биографическая, цель которой разобраться в причинах отказа Зощенко от того оригинального, что сделало его одним из лучших сатириков советского времени и обеспечило его произведениям массовый и непреходящий успех у читателя.