таким образом сатира Зощенко рикошетом задевала и их, так что
и сама кампания дискредитировалась и представлялась в невыгодном свете. Беда же заключалась не только в ошибочности кампаний, но и в том, что среди ее проводников было много серых, узколобых людей. Эти люди усвоили прежде всего, что "мещанство" и "мещанин" — это слова обидные и ругательные, а тезис о том, что мещанство — это замыкание в собственном узком мирке и забота о своем благосостоянии поняли буквально. Отсюда и борьба с мещанством знаменовала для них стремление к противоположному идеалу — то есть не заботиться о своем благосостоянии, пренебречь своими личными интересами, рассказах Зощенко о мещанстве высмеивают-
ся именно такие типы и такой подход, т.е. смешные и вздорные перегибы, а вовсе не мещане. В рассказе "Социальная грусть" комсомольца Гришу грозят выгаать из профсоюза за "мещанские настроения и подрыв социализма". Оказывается, что подрыв состоял в том, что парень вставил себе три золотых зуба.
Может, полгода пробежало с тех пор, когда с Гришей произошла эта собачья неприятность.
Конечно, уличен был парнишка во вредных обстоятельствах — мещанские настроения и вообще подрыв социализма. Но только дозвольте всесторонне осветить эту многоуважаемую историю.
...А было это так. /.../ Выбили как-то раз этому Грише три зуба. /.../
Сколотил Гриша деньжонок. Пошел к врачу. /.../
врач попался молодой, неосторожный. /.../ Врач этот взял и поставил Грише три золотых зуба. /.../ Стали в ячейке на Гришу коситься. /.../
Мелкие разговорчики пошли вокруг события. Откуда, дескать, такие нэпмановские замашки? Почему такое мещанское настроение? Неужели же нельзя простому комсомольцу дыркой жевать и кушать?
Социальная грусть
Попутно отметим, что рассказ этот основан на действительном событии, о котором Зощенко узнал из газетного сообщения. Широкое использование периодики писателем общеизвестно, но в данном случае в рассказ инкорпорирована часть реального текста, взятого из "Красной газеты":
"Признать имение золотых зубов явлением, ведущим к отказу от социализма и
его идей, и мы, члены ВЛКСМ Семеновской ячейки, объявляем против ихних носителей борьбу, как с явлением, разрушающим комсомольские идеи. Зубы — отдать в фонд безработных. В противном случае вопрос будет стоять об исключении из рядов союза".
Критикует Зощенко здесь не мещанство, а "очень отчаянное" его понимание и толкование
серой массой, полноправным представителем и продуктом которой является зощенковскии собирательный герой. В рассказе, озаглавленном "Мещанство", Зощенко иронизирует над тем, что понимает его герой под этим термином:
О мещанстве Иван Петрович имел особое мнение. Он крайне резко и зло отзывался об этой накипи нэпа. Не любил он этой житейской плесени.
Для меня, — говорил Иван Петрович, нету ничего хуже, как это мещанство. Потому через это вся дрянь в человеке обнаруживается... Давеча, например, я Васькино пальто накинул. За керосином побежал в лавку. Так Васька сразу в морду лезет. Дерется. Зачем ему, видите ли, керосином пальто залил.
Воняет, — говорит.
Да брось, — говорю, — ты Вася, свои мещанские штучки! Ну, залил и залил, завтра ты заливай. Я с этим не считаюсь. А если, говорю, воняет — нос зажми. Пора бы, говорю, перестать запахи нюхать. Мещанство, говорю, какое. Так нет, недоволен, черт сопатый. Бубнит что-то себе под нос.
Или, например, хозяйка. Квартиру держит. И чуть первое число наступает — вкатывает-
ся в комнату, деньги ей, видите ли, за квартирную площадь требуются.
Да что вы, — говорю, — гражданка, объелись? Да что, говорю, я сам деньги делаю? Оставьте, говорю, при себе эти мещанские штучки. Обождите, говорю, месяц.
Так нет — вынь да положь ей за квадратную площадь.
Ну, да когда старый паразит в мещанстве погрязши, это еще куда ни шло. А вот когда молоденькая в мещанство зарывается это больно и обидно.
Например, Катюша из трепального отделения. Довольно миленькая барышня, полненькая. По виду никогда не скажешь, что мещанка. Потому поступки видны, идеология заметна, ругаться по матери может. А поближе тронешь — мещанка. Не подступись к ней.
Давеча в субботу после получки говорю ей запросто, как дорогой товарищ дорогому товарищу: Приходите, — говорю, — Катюша, ко мне на квартиру, у печки, говорю, посидим.
После фильму пойдем посмотрим. За вход заплачу. Не хочет.
Спасибо ребята срамить начали.
Да брось ты, — говорят, — Катюша, свое мещанство. Любовь свободная.
Ломается. Все-таки, поломавшись, через неделю зашла. Зашла и чуть не плачет, дура такая глупая.
Не могу, — говорит, — заходить. Симпатии, говорит, к вам не ощущаю.
Э говорю, — гражданка! Знаем мы эти мещанские штучки. Может, говорю, вам блондины эффектней, чем брунеты? Пора бы, говорю, отвыкнуть от мещанской разницы. Молчит. Не находит чего сказать.
Пущай, — говорит, — мещанство лучше, а только не могу к вам заходить. В союз пойду жалиться. Я говорю:
Да я сам на тебя в Петросовет доложу за твои мещанские штучки.
Так и махнул на нее рукой. Потому вижу, девчонка с головой погрязши в мещанство.
И добро бы старушка или паразит погрязши, а то молоденькая, полненькая, осьмнадцати лет нет. Обидно.
Зощенко не только не высмеивает мещанство, но иногда под маской своего героя иронизирует над многими, официально принятыми в то время положениями кампании по борьбе с мещанством, например, о том, что общежитие веселее, здоровее и лучше разобщенности, ибо развивает и укрепляет чувство коллективизма и взаимопомощи. Как и в большинстве рассказов Зощенко, сам герой полностью разделяет официальные взгляды:
Конечно, заиметь собственную отдельную квартирку - это все-таки как-никак мещанство.
Надо жить дружно, коллективной семьей, а не запираться в своей домашней крепости.
Надо жить в коммунальной квартире. Там все на людях. Есть с кем поговорить. Посоветоваться. Подраться.
Летняя передышка
Зощенко не мещанин, он представитель серой массы, вдруг оказавшейся в центре внимания; человек ни плохой, ни хороший, человек, в котором здравый смысл приходит в столкновение с новыми коммунистическими нормами, при всем его искреннем желании их понять и к ним приспособиться. Герой Зощенко — человек совершенно новый. Сам автор правильно пишет, что его героя раньше не существовало в русской литературе. Не было его и в русской жизни. Вернее, серый человек был и тогда, и иногда изображался писателями, но он был в своей сфере, то есть не занимался ни философией, ни идеологией, ни политикой, не разглагольствовал о всемирной революции, о буржуазных предрассудках и о вреде мещанства. Новая власть сделала его гегемоном, вовлекла в новые неизвестные и чуждые ему дотоле сферы деятельности, поставила его в центр внимания. Миллионы людей узнали, как он думает, говорит и пишет. Вопрос о том, что дала или не дала ему революция, освободила его или закрепостила, то есть политическая оценка переворота всей его жизни не имеет отношения к делу. Главное, что новый герой появился, получил право организовывать и реорганизов ывать жизнь, стал видим и слышим, для образованных классов и интеллигентных людей он оказался во многом и смешон. Вероятно, и интеллигенты были ему смешны, слово это в устах рабочих и крестьян двадцатых годов стало чуть ли не ругательным и употреблялось в сочетаниях с определениями хилый , бесхребетный , "мягкотелый", "хнычущий", "безыдейный", с пренебрежением говорилось об "интеллигентских замашках" и "буржуазном интеллигентском мировоззрении". Пролетариат ругал интеллигентов, интеллигенты зло высмеивали пролетариат. Интеллигентских писателей было много, и их точка зрения была так или иначе представлена. Пролетарских же писателей почти не было, ибо если пролетарий становился писателем, то невольно становился и интеллигентом, то есть принимал новую точку зрения образованного человека, усваивая национальные традиции и культуру. Истинного писателя-пролетария без такого усвоения не могло быть, но его можно было сыграть, спародировать. Это и сделал Зощенко. Он писал: 99" пародирую своими вещами того воображаемого, но подлинного пролетарского писателя, который существовал бы в теперешних условиях жизни и в теперешней среде. Конечно, такого писателя не может существовать, по крайней мере, сейчас. А когда будет существовать, то его общественность, его среда значительно повысятся во всех отношениях. Я только пародирую. Я временно заменяю пролетарского писателя. Оттого темы моих рассказов проникнуты наивной философией, которая как раз по плечу моим читателям". Увы, последние слова Зощенко не соответствуют истине, ибо его читатели не равны его героям. Пишет он для читателя интеллигентного. В этом и заключается пародия. Зощенко
подделывается под скобаря, он его играет, но, играя, утрирует его образ, его взгляд на вещи, его язык. У настоящего пролетарского писателя не было бы ни стольких идеологических несуразностей, ни такого специфического отношения к действительности: он бы с гневом и возмущением критиковал своего героя, то есть становился бы морально и интеллектуально над ним, в то время как Зощенко его выгораживает, присоединяется к его мнениям, его защищает. Но так как такого наивного писателя быть не может, за реального пролетария мог автора принять лишь реальный пролетарий, то есть, по словам Шкловского, вычитать из рассказа лишь анекдот. Читатель же нормативный сразу понимал, что это лишь ловкая игра, маска, ибо каждый раз точка зрения героя была слишком противоположна его
собственной, а аргументы доводились до абсурда. Так мог играть чужой точкой зрения лишь интеллигент, то есть настоящий, профессиональный писатель, который в жизни не говорил таким языком. Поэтому нормативным читателем текст воспринимался как откровенно сатирический, а герой-повествователь и его язык как пародийный.
В корне неверно ходячее утверждение, что герой Зощенко говорит языком улицы. От улицы у него лишь словарь. Но сгущенность слов, их комбинации и столкновения необычны, речь героя Зощенко утрирована, она вовсе не зеркальное отражение речевой реальности, а искусная и искусственная, намеренно и скрупулезно созданная художественная иллюзия уличной речи. Она слишком смешна, чтобы ее можно было принять за реальность.