участником события или он только наблюдатель, оценка его, его точка зрения та же — то есть противоположная читательской. Вот слова героя-наблюдателя:
Как хотите, товарищи, а Николаю Ивановичу я очень сочувствую. Пострадал этот милый человек на все шесть гривен и ничего такого особенно выдающегося за эти деньги не видел.
Только что характер у него оказался мягкий и уступчивый. Другой бы на его месте все кино, может, разбросал и публику из
залы выкурил. Потому шесть гривен ежедневно на полу не валяются. Понимать надо.
в субботу голубчик наш, Николай Иванович, немножко, конечно, выпил. После получки.
А был этот человек в высшей степени сознательный. Другой бы выпивший человек начал бузить и расстраиваться, а Николай Иванович чинно и благородно прошелся по
проспекту. Спел что-то там такое. Вдруг глядит перед ним кино.
Прискорбный случай
Нормативный читатель воспринимает действия героя рассказа как явное отклонение от правил поведения человека в общественных местах, для сказчика же это поведение обычное, нормативное, он не находит в нем ничего предосудительного, вот если бы Николай Иванович вел себя, как гипотетический другой , тогда он, может быть, его и осудил. Заметим, что для сказчика тем не менее "другой" олицетворяет закономерное поведение типичного героя в типичных обстоятельствах, естественную его реакцию, в то время как Николай Иванович, которому сказчик полностью симпатизирует, определяется им как человек "мягкий и уступчивый". В том, что героя развезло в кинозале, сказчик тоже не усматривает никакого нарушения:
Только, может, посмотрел он на одну надпись, вдруг в Ригу поехал. Потому очень тепло в зале, публика дышит, и темнота на психику благоприятно действует.
Поехал в Ригу наш Николай Иванович, все чинно-благородно - никого не трогает, экран руками не хватает, лампочек не выкручивает, а сидит себе и тихонько в Ригу едет.
Решив покинуть кинотеатр, наш герой просит вернуть ему деньги за билет. Кассирша отказывается это сделать. Реакция Николая Ивановича, с точки зрения читателя достаточно грубая, опять квалифицируется сказчиком как не только нор-
мативная, но даже необычно благородная, ибо
нормальный герой — "другой" — в отличие от "тихого и культурного" Николая Ивановича поступил бы иначе:
Поднялся тут шум и перебранка. Другой бы на месте Николая Иваныча за волосья бы выволок кассиршу из кассы и вернул бы свои пречистые. А Николай Иванович, человек тихий и культурный, только, может, раз и пихнул кассиршу.
Ты, — говорит, — пойми, зараза, не смотрел я еще на твою ленту. Отдай, говорят, мои пречистые.
И все так чинно-благородно, без скандалу, — просит вообще вернуть свои же деньги.
Ссылка рассказчика на якобы нормативное поведение "другого" присутствует и в рассказе "Опасная пьеска". В нем говорится о том, что актерам одного провинциального театра наконец-то повезло: по ходу пьесы требовалась подача спиртных напитков. Чтобы войти в роль, актеры решили пить на сцене настоящую водку, и к концу второго акта все они были в дым пьяны. Однако ничего предосудительного, с точки зрения рассказчика, не произошло:
Другие бы, наклюкавшись, стали блевать в публику или, например, декорациями кидаться. А эти — ничего. Эти тихо и благородно, без лишних криков и драки опустили занавес и попросили публику разойтись от греха
Опасная пьеска
Как видно, разница между героем-участником и героем-наблюдателем абсолютно не существенна, ибо наблюдатель во всем солидарен с участником. Ирония же касается ментальности зощен-ковского маленького человека, человека, однако, не эксцентрика, а представителя городской массы и потому типичного.
В критике сложилось совершенно неверное и нелепое мнение о том, что Зощенко в своих рассказах вывел тип мещанина, что его творчество знаменовало борьбу с мещанством. О том, как и отчего сложилась о Зощенко такая точка зрения, почему сам писатель ее поддерживал, о сложных взаимоотношениях сатирика и партийных критиков в условиях острой литературной борьбы двадцатых годов мы поговорим подробно в следующей главе. Здесь же укажем на самый главный аргумент против этой точки зрения — сами художественные тексты сказового периода ее никак не подтверждают. Критику мещанства отчасти можно усмотреть в позднейших вещах Зощенко, типа "Бедная Лиза" или "Парусиновый портфель", где автор-резонер уже не автор-сказчик.
В рассказах же двадцатых годов герой Зощенко вовсе не мещанин, а "скобарь" — маленький некультурный человек с большим гонором, чаще всего не понимающий событий, но знающий свою выгоду и горой стоящий за свои "пролетарские" права. Развернутая в те годы борьба против мещанства была направлена, конечно, не на него, а на людей среднего класса, которые, перестав принимать на веру революционные лозунги, начали руководствоваться здравым смыслом и жить для себя, т.е. легально повышать свой уровень жизни. Приведем статью о мещанстве из Энциклопедии, для того чтобы точно знать, что под этим термином подразумевали в те годы:
МЕЩАНСТВО, ограниченность кругозора, узость взглядов, обывательское стремление к личному благополучию, оторванность от общих интересов коллектива. Основной ячейкой мещанского быта является семья.
Жена в такой семье всецело подчинена мужу, дети — родителям. Вся семья преследует интересы благополучия, чужда жизни и интересам коллектива, стремится создать свой уют, свое благополучие, за которрыми теряется связь с миром, связь с классом. М. — уклад жизни, в котором человек вступает в конфликт с другими из-за своего мелкого, по существу неосуществимого в индивидуальном масштабе, благополучия, теряет обществ .перспективы.
М. как бытовое явление Продолжает занимать значит место и в жизни нашего переходного от капитализма к социализму строя и мешает строительству социализма.
Чистота жилища, удовлетворение эстетических потребностей, опрятность одежды иногда неправильно принимаются за М. Это можно квалифицировать как М. лишь в том случае, если человек свое свободное время и силы способен отдавать украшению жилища или одежды и недостаточно интересуется общественностью. Такого рода установка психики человека определяет и его отношение ко всему об-ву. Дело тут не в том, что занавесочки висят на окнах и клетка с канарейкой подвешена к потолку, а в том, чтобы эта занавесочка и эта канарейка не заполняли собою всего содержания человека и не отгораживали его от коллектива.
Вместе с победой коллективизма над частнособственнической ограниченностью пролетариат несет с собою и другой склад психики. Мещанину противопоставляется новый человек — строитель социализма, носитель нового быта и пролетарской общественности.
Зощенко высмеивает в своих рассказах не мещан и мещанство, а скорей тех, кто не понимая