который признан образцом классической литературы". В заключение Тихонов пожелал Зощенко успеха: "Необходимо ему расчистить путь и будем надеяться, что Зощенко даст нам еще не одно замечательное произведение и, может быть, споры и атмосфера, которые до сих пор сгущались над ним, рассеятся". В общем, можно сказать, что тогда Зощенко действительно повезло. Он, в отличие от многих, говоря словами Ильфа и Петрова, "отделался легким испугом". Атмосфера на долгое время рассеялась над ним (она снова сгуститься — и как! — в 1946 году), но не над сатирой, которую к этому времени планомерно выживали из литературы и искусства. Прежде всего к 1933 году были закрыты все сатирические журналы, кроме "Крокодила". По подсчетам компетентных исследователей,*^ их было в двадцатых годах более двухсот, — нет, это не опечатка, — не двадцати, а двухсот! Среди них были такие названия, как "Красный перец", "Смехач", "Лапоть", "Пушка", "Трепач", "Бузотер", "Таврило", "Мухомор", "Веселая кузница", "Бегемот", "Красный слон", "Клещи", "Безбожник у станка". Во многих из них помещал свои рассказы Зощенко.
Наступление на сатирические журналы началось с совещания 1927 года по вопросу "Сатирический журнал и его задачи", созванном Отделом печати ЦК ВКП/б/. Журналы подверглись суровой критике за "безыдейность", "пошлое зубоскальство" и "мещанскую направленность". На совещании были высказаны мысли о ненужности сатирических журналов и предложение частично слить их с другими, частично ликвидировать. Эти рекомендации начали интенсивно проводиться в жизнь. Из всех журналов был оставлен лишь
"Крокодил", уже тогда находившийся под контролем партийных органов и ставший с этого времени единственным и центральным журналом сатиры и юмора в СССР. Планомерно сокращались и издания сатирических произведении отдельных авторов. Печататься сатирикам становилось все труднее и труднее. Опубликование в 1931 году романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" было чистой случайностью. Роман был оценен отрицательно и не рекомендован к печати. Только благодаря ходатайству Горького, который активно вмешался в дело, роману удалось увидеть свет.
Время это вообще было тяжелое — время партийных чисток, процессов "вредителей", раскулачивания, разоблачения тайных идеологических врагов. Борьба с сатирой была лишь частью борьбы против "подрывной деятельности", бушевавшей в стране.
Сатирики в новых условиях пытаются перестроиться и приспособиться. Многие вообще оставляют этот жанр. Лебедев-Кумач, автор острых сатирических скетчей и стихов, становится поэтом-песенником, В .Катаев переключается с сатиры на лирику, Шишков — на исторические романы. Прочие сатирики стараются всеми правдами и неправдами выказать свою лояльность и переходят на критику тех, кого официально в газетах критиковала партия, а также критику международной буржуазии и капиталистического образа жизни. В результате оголтелых кампаний из страны уезжают с персонального разрешения Сталина некоторые писатели, в их числе Евгений Замятин. В творчестве Зощенко отголоски этих событий преломляются в сатирическом виде, он мысленно накладывает политику своего времени на чужих, далеких от его эпохи писателей, применяя прием комической модернизации — Сервантес и Данте как бы становятся нашими современниками :
для примеру такой крупный, сочный сатирик — писатель-попутчик Сервантес. Правую руку ему отрубили. Правда в плену, но отрубили. А потом приехал он на родину и жрать нечего было — поступил фининспектором. Ходил по деревням, собирал налоги. А после левой рукой Дон-Кихота написал. И печатать не очень уж горели желанием. Пришлось почтительное вступление написать в пользу какого-то рыцаря.
А другой крупный попутчик — Данте. Того из страны выперли без права въезда. Вольтеру дом сожгли. Где уж там золотой век искать.
а в прежнее время, если о писатели золотого века дождались, так во всей литературе, кроме Евангелия от Луки, ничего бы и не было.
Но так ли уж легок был испуг Зощенко? Мы писали, что ему повезло, что нападки на него хоть и не прекращались, но никаких "конкретных мер" по отношению к нему принято не было. Более того, было и много хвалебных отзывов о его рассказах. В 1928 году появился сборник критических статей о творчестве писателя в серии "Мастера современной литературы".
В этом сборнике высокую оценку работе Зощенко дали Виктор Шкловский, А.Г.Бармин и В.В.Виноградов. В 1930-31 годах вышло шеститомное "Собрание сочинений" с благожелательной статьей Журбиной.
Тем не менее с начала тридцатых годов Зощенко "реорганизуется", "пересматривает свои позиции" и все более удаляется от того оригинального, что в 20-е годы, да и всегда, обусловливало его успех у читателя. Постепенно распадаются все элементы зощенковского рассказа