тателей автора принимается за простодушие рассказчика. Приведем типичные примеры "прогова-ривания" героя. Вот он радуется размаху жилищного строительства в стране:
Недавно ездили мы через весь Союз. Специально глядели, как живут люди.
Ничего себе, живут. Стараются.
В любом городе заметно вырастают новые дома и домишки. Все больше такие небольшие коттеджи, вроде халуп.
И жилищный кризис в связи с этим начал, как будто бы, слегка ослабевать. Более как семнадцать человек в одной комнате нам не приходилось видеть.
Много ли человеку нужно
Другой формой скрытой сатиры является разглагольствование героя по поводу того или иного начинания, которое он поддерживает, но, наивно философствуя о нем, обнаруживает его ма-лоэффективность, а порой и абсурдность.
Как в других городах проходит режим экономии, я, товарищи, не знаю, а вот в городе Борисове этот режим выгодно обернулся.
За одну короткую зиму в одном только нашем учреждении семь сажен еловых дров сэкономлено. Худо ли?
Десять лет такой экономии — это десять кубов все-таки. А за сто лет очень свободно три барки сэкономить можно. Через тысячу лет вообще дровами торговать можно будет.
И об чем только народ раньше думал? Отчего такой выгодный режим раньше в обиход не вводил? Вот обидно-то!
Режим экономии
По сходной схеме построены наивные рассуждения героя о преодолении в стране жилищного кризиса:
давеча, граждане, воз кирпичей по улице
У провезли. Ей-богу!
меня, знаете, аж сердце затрепетало от радости. Потому строимся же, граждане. Кирпич-то ведь не зря везут. Домишко, значит, где-нибудь строится. Началось тьфу, тьфу, не сглазить!
Лет, может, через двадцать, а то и меньше, у каждого гражданина по цельной комнате
будет. А ежели население шибко не увеличится и, например, всем аборты разрешат то и по две. А то и по три на рыло. С ванной. Вот заживем-то когда, граждане! В одной
комнате, скажем, спать, в другой гостей принимать, в третьей еще чего-нибудь. Мало ли! Делов-то найдется при такой свободной жизни.
Кризис
Часто герой рассказа, давая свою оценку происшествию или критикуя других людей, обнаруживает свои слабости и недостатки. Этот тип сатирического осмеяния можно назвать "саморазоблачением героя . В одном из ранних рассказов герой пишет донос на своих соседей по дому. В одной квартире варят самогон, в другой живет девица легкого поведения. Донос, однако, неожиданно характеризует самого доносчика, как клиента своих соседей. В результате невольного саморазоблачения, герой открывает истинные причины, побудившие его к кляузе — он недоволен качеством товара и пренебрежительным к себе отношением:
А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира № 3 тоже, без сомнения, подозрительна по самогону, в каковой вкладывают для скусу, что ли, опенки, или, может быть, пельсинные корки, отчего блюешь сверх нормы. А в долг, конешно, тоже не доверяют. Хушь плачь!
...А еще, как честный гражданин, сообщаю, что девица Варька Петрова есть подозрительная и гулящая. А когда я к Варьке подошедши, так она мной гнушается.
Честный гражданин
Зощенковский герой зачастую камуфлирует то, что подвергается осмеянию в рассказе. Типологию рассказа Зощенко в самых общих чертах можно представить как сочетание комизма персонажа, юмора языка и ситуативного юмора. Это сочетание, однако, представляет лишь поверхностную структуру рассказа. Глубинная же структура и есть сатира собственно — сатирическое осмеяние того или иного типического явления жизни, которое является причиной как нелепой ситуации, так и самого нелепого поведения и мышления героя. В вышеупомянутом рассказе о доносе, за комизмом саморазоблачения скрываются совсем не смешные реалии жизни: самогоноварение, пьянство, проституция, кляузничество, которые для "своего" читателя не просто экономические трудности, а правда его существования. Ведь он знает, как такая, на первый взгляд, безобидная кляуза может повлиять на судьбу соседей доносчика, как он сам, человек низкий и беспринципный, может в результате своей кляузной деятельности, оказаться на довольно ответственном посту, где от него будут зависеть судьбы многих людей.
Сатира Зощенко не бичует, она ставит вопросы. Это вопросы не открытые, а подспудные. Почему в стране экономическая разруха, почему такая большая часть населения занимается нелегальной деятельностью, почему в стране верят доносам любого рода, почему новая "ураганная идеология" не изменила коренным образом сознания масс, как это утверждалось и утверждается в работах идеологов социализма?
Рассказ Зощенко, таким образом, сатирически двухфокусен, двуобъектен, двупланов. Объект открытого осмеяния — герой-рассказчик — оказывается объектом самоосмеяния в глазах нормативного читателя, в то время как объектом скрытого осмеяния оказывается "наша бурная действительность". И читатели, и партийные критики, и политические идеологи всегда это хорошо
понимали, поэтому они вовсе не случайно считали рассказы Зощенко (как и сатиру вообще) посягательством на абсолютную верность и незыблемость социалистических устоев. Другое дело, что сатирическая дву плановость рассказов
Зощенко мешала им заклеймить его до конца, ибо все было так искусно сделано, что не поддавалось грубой односторонней трактовке, а автор и его сторонники всегда могли опровергнуть обвинения, сказав, что был описан лишь единичный случай, что цель рассказа — искоренение отдельных мелких недостатков, борьба с мещан-
ством и канцелярщиной, или все свалить на узкое мировоззрение комического героя и непонимание им событий. Суть же этой двуплановости была в том, что реакция читателя на рассказ определяла его (рассказа) крамольность, а не сам текст как таковой. Читательское восприятие, однако, никак не могло подвергаться критике, ибо автор за него как бы не был ответствен.