к лучшему. Следует заметить здесь только, что в государствах тоталитарного типа власть имущие, как правило, опасались сатиры, считали ее вредоносной и целенаправленно и жестко ее подавляли.
В двадцатые годы, а потом и при Сталине в условиях искусственного разжигания классовой ненависти, постоянного поиска "внутренних врагов" и "идеологических диверсантов" перспективы выживания полнокровной сатиры были более чем сомнительные. Хотя сатира того времени вовсе не отличалась какой-либо оголтелой антисоветскостью; напротив, большинство советских сатириков сознательно были на стороне советской власти и искренне думали, что они борются с отдельными недостатками и нарушениями в целях их скорейшего искоренения. Эта позиция, однако, не уберегла их от нападок. Вопрос ставился в те годы очень остро — о самом праве сатиры как жанра на существование в новом обществе. Сама же природа сатиры делала ее крайне уязвимой в атмосфере постоянных и подозрительных поисков "идеологических диверсий", ибо в любой насмешке над любыми недостатками можно было усмотреть насмешку над всем строем (недостатки ведь были советские) и обвинить сатирика в "подрывной деятельности".
Споры о сущности сатиры в советском обществе велись часто и бурно, и, хотя высказывались разные и противоречивые мнения, общая тенденция видеть в сатире зло постепенно нарастала и к концу двадцатых годов стала доминирующей. Дело тут было не в отдельных влиятельных "глупых" критиках, а в общей атмосфере духовной жизни, так что не будь этих критиков, появились бы непременно другие, ратовавшие за то же самое. Партийные же идеологи, не чувствуя в сатирических произведениях прямую поддержку коммунистических идеи, легко соглашались с тезисом ее "чуждости" советскому государству.
Иногда ожесточенные споры о сатире выходили из узких берегов внутренней и специальной критики и наводняли широкую прессу. Первая публичная дискуссия о сатире была развернута в 1923 году журналом "Красная печать" — органом Агитпропа ЦК РКП. В этой полемике были высказаны идеи, которые впоследствии стали ведущими и способствовали ограничению сатирического жанра в стране. Я.Шафир по вопросу о фельетоне писал: "Поскольку фельетон имеет преимущественно характер разо бл ачител ьный, постольку необходимо сугубо следить за тем, чтобы разоблачительная работа вместо того, чтобы помочь советской власти бороться с злоупотреблениями, не превратилась в средство подрыва советских устоев" Н.Крынецкий в статье "О красном смехе" выражая мысль о ненужности сатиры в советском обществе, ибо зачем скрываться, камуфлировать и выражать окольными путями то, что можно сказать честно и открыто, не прибегая к игровой форме. Раньше это имело смысл для обхода цензуры, в наши же дни "печать имеет возможность в любую минуту поместить какую угодно разоблачительную статью, и к зарвавшимся бюрократам будут приняты своевременные меры".
Активно выступает в двадцатые годы против сатиры влиятельный в то время театральный критик Владимир Блюм. В статьях 24-го года он еще допускает возможность существования советской сатиры, правда, под очень строгим контролем, ибо сатира — палка о двух концах, опасное оружие, которое легко может быть направлено против себя, поэтому "наша сатира должна поминутно проверять себя: а не аплодирует ли мне обыватель (или еще хуже эмигрант) ?"^ После же постановки в театрах пьес "Мандат" Эрдмана и "Воздушный пирог" Ромашова Блюм разворачивает бурную деятельность по ошельмованию сатирических произведений и их авторов и настойчиво выражает тезис о ненужности и даже
вредности сатиры в советском обществе: "Вышучивать и тем "потрясать устои" пролетарского государства, издеваться над первыми, может быть, неуверенными и "неуклюжими" шагами новой советской общественности по меньшей мере неумно и нерасчетливо".
В 1927 году Отделом печати ЦК ВКП/б/ созывается совещание по вопросу "Сатирический журнал и его задачи". Участники совещания резко критикуют многочисленные сатирические журналы того времени за пустое зубоскальство, протаскивание чуждой идеологии, отсутствие направленности на привлечение рабоче-крестьянского читателя. Выражаются мнения и пожелания о ненужности сатирических изданий в нашу эпоху и сведения их до минимума.
В это же время активизируются нападки на сатириков в прессе. Не обходится стороной и Зощенко. Про него М.Олыпевец пишет в статье "Обывательский набат" (Известия ЦИК) следующее: "Это — обыкновенный, рядовой обыватель, который, с некоторым даже злорадством копается, переворачивает человеческие отбросы и, зло посмеиваясь, набрасывает мрачнейшие узоры своего своеобразного зощенковского фольклора".
Не последнюю роль в подавлении сатиры сыграл Горький, искренне считавший, что сатира, направленная на временные недостатки переходного периода не приносит никакой пользы стране. Сатира должна высмеивать чуждые классы, а лучше зарубежный капиталистический мир. Горький не только выражал свои мнения о сатире в периодике, но послал даже личные письмо Сталину, в котором звучала озабоченность широким распространением самокритики в стране, фактами которой могут воспользоваться наши враги за рубежом в ропагандистских целях. В ответном письме от 17 января 1930 года Сталин пожурил "буревестника революции" за недопонимание политической ситуации, но мнение Горького принял к сведению и впоследствии им руководствовался :
Мы не можем без самокритики. Никак не можем, Алексей Максимович. Без нее не-
минуемы застои, загнивание аппарата, рост бюрократизма, подрыв творческого почина рабочего класса. Конечно, самокритика дает материал врагам. В этом Вы совершенно правы. Но она же дает материал (и толчок) для нашего продвижения вперед, для развязывания строительной энергии трудящихся, для развития соревнования, для ударных бригад и т.п. Отрицательная сторона покрьюается и перекрывается положительной.
Возможно, что наша печать слишком выпячивает наши недостатки, а иногда даже (невольно) афиширует их. Это возможно и даже вероятно. И это, конечно, плохо. Вы требуете, поэтому, уравновесить (я бы сказал — перекрыть) наши недостатки нашими
достижениями. И в этом Вы, конечно, правы. Мы этот пробел заполним обязательно и безотлагательно. Можете в этом не сомневаться.
В общем в выполнении обещаний Сталину не откажешь. Он действительно прекрасно знал, как "заполнять пробелы" и впоследствии доказал это на деле. Весь 1928 год шел под лозунгом "всемирного развития критики и самокритики". В декабре этого года на VIII Всесоюзном съезде профсоюзов С.Орджоникидзе в своем докладе РКИ в борьбе за улучшение советского аппарата" отметил насчет самокритики: "Когда тов. Горький был здесь, он говорил: лучше было бы вам эту самокритику не выдвигать. Всякий обыватель, всякая сволочь, слыша о наших недостатках, начинает раздувать и говорить: "Вот них то не удается, это не удается, то плохо сделано и т.д.". Тов.Горький говорил, что самокритику не надо было проводить, потому что у нас огромные достижения, которых вы не видите. Ему отвечали: "Мы очень рады, что вы, тов. Горький, приехав сюда, увидели много крупных достижений. Этому мы радуемся. Было бы хуже, если бы вы, приехав, обругали нас. Но самокритику мы поднимаем и развертываем для того, чтобы как можно скорее устранить те недостатки, которые у нас имеются".
Казалось бы, в таких условиях сатира должна была бы получить широкую дорогу. Но этого не случилось. Наоборот, ее еще больше взяли в тиски.