вот пример контраста в восприятии ситуации. Синебрюхов возвращается в родную деревню и узнает, что его жена, считая его "умершим покойником", вышла замуж за другого. "Ой-е-ей", — восклицает герой от такой неожиданной новости, — "что же вы со мной такоеча сделали!" Все же он решает навестить жену. Читатель, понимая душевное состояние Синебрюхова, вправе ожидать какого-либо тяжелого объяснения, какой-либо трагической реакции героя на то, что он увидит дома. Реакция следует, однако, совершенно необычная. Оказывается, героя мало волнует разрыв с семьей, беда-бедишка состоит в том, что новый муж присвоил все его "добришко". Много позже подобная ситуация будет повторена в рассказе 1933 года "Врачевание и психика", где муж, застав жену с любовником, на котором он замечает свою одежду, яростно кричит ему: "Сволочь, сымай френч!" Примеры такого рода легко принять за элементарно-комическое, за воплощение того, что мы называем "комизмом персонажа". Однако это не совсем так. Сатирическое здесь несомненно присутствует, но опосредствованно, ибо, хотя реакция героев и преувеличена (сатира и юмор — всегда преувеличение и карикатурирование, т.е. всегда в некотором роде "искажение действительности"), реакция эта вполне типична для описываемого времени. Острый экономический кризис изменяет отношение человека к жизни, сдвигает его ценностные ориентации. Желание выжить и приспособиться вытесняет все идиллическое и романти-
ческое в нем на второй план. Особенно подверженным такой метаморфозе оказывается человек, вырванный из своей среды или волею случая поставленный не на свое место. Зощенковская сатира строится на комизме типичного героя в типичных обстоятельствах, а не на каких-то выдуманных, необычных персонажах, попадающих в необычные положения. Известно, что Зощенко писал на животрепещущие темы и проблемы своего времени, широко пользуясь для этого текущей периодикой, в основном газетной. Поэтому рассказ Зощенко — это не только смешная история, но и документ времени.
Маленький человек из народа зощенковскиХ рассказов вовсе не мещанин, как его обычно представляют критики, а рабочий или крестьянин, вдруг осознавший себя под влиянием новой идеологии важным человеком, "гегемоном", представителем передового класса. Но, усвоив мысль о своей исключительности, он остается тем же невежественным и темным человеком, каким он был прежде. Однако в новых условиях у этого маленького человека появляются большие претензии, он уже начинает думать, что ему все поз-волено, начинает быть грубым и нахальным. Еще в одном из ранних рассказов Зощенко выводит крестьянина, который, увидев на деньгах вместо царя изображение мужика, решает, что теперь он может вести себя так, как он хочет (Фома неверный) .
Герой Зощенко всегда прав, он искренне не понимает, почему не все согласны с его взглядами и мнениями, — ведь он же старается жить по новым законам, в стране, например, провозглашено равенство, а его, театрального осветителя, при съемках на общую фотографию поместили с самого краю, а тенора, например, попросили сесть в центр. Несправедливо! Возмущенный и оскорбленный осветитель в отместку за такую дискриминацию вырубает во время представления свет. Когда тенор отказывается петь в таких условиях, наш герои разражается тирадой:
Пущай не поет. Наплевать ему в морду. Раз он, сволочь такая, в центре сымается,
то и пущай одной рукой поет, другой свет зажигает. Дерьмо какое нашлось! Думает
тенор, так ему и свети все время. Теноров нынче нету
Театральный механизм
Подобное же непонимание демонстрирует Зощенковский герой и по вопросу происхождения. Ведь у него с этой графой в анкете, слава богу, все в порядке. Поэтому он решает, что, если в пьяном виде он остановит электричку, ему ничего за это не будет:
Вот Володя сел и начал маленько проявлять себя. Дескать, он это такой человек, что все ему можно. И даже народный суд, в случае ежели чего, завсегда за него заступится. Потому у него, — пущай публика знает, — происхождение очень отличное. И родной дед его был коровьим пастухом, и мамаша его была наипростая баба...
Тормоз Вестингауза
Герой рассказа "Крестьянский самородок" искренне озадачен тем, что редактор не принял
его стихи для печати:
Чего ж они говорят? Может, они, как бы сказать, в происхождении моем сомнева-
ются — чистый крестьянин. Можете редакторам так и сказать: от сохи, дескать. Потому кругом крестьянин, и дед крестьянин, и отец, и которые прадеды были - все насквозь крестьяне.
Крестьянский самородок
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Несоразмерность Зощенко с другими юмористами заключается еще и в том, что ему удалось создать образ своего лирического героя.
Термин этот я беру в таком виде, в каком он понимается в применении к лирической поэзии (хотя эпитет "лирический" не очень-то ассоциируется с героем Зощенко). Лирический герой — это человек с определенными взглядами, навыками, мышлением и кругозором, от лица которого ведется повествование. Он может рассказать как о себе, так и о том, что случилось с другими, но все в его рассказе дается под его особым углом зрения, просматривается через призму его кру-
гозора. у читателей юмористики, написанной в сказовой манере как до Зощенко, так и после него, никогда не возникала мысль принять автора за героя-сказчика; только Зощенко удалось обмануть массового читателя, который искренне считал, что действительно есть такой человек из
народа, пишущий, думающий и говорящий вот таким именно образом. Иллюзия сказа сопровождалась у Зощенко иллюзией лирического героя и поддерживалась тем, что читатель не встречал вещей Зощенко, написанных в каком-либо ином ключе. Писатель и его лирический герой сливались в воображении читателя в одно целое.
Рассказчик был "свой" с "правильным происхождением", всегда стоящий на стороне нововведений, всегда поддерживающий все государственные и общественные начинания. Он всегда "за", но поддерживая и развивая ту или иную идею, он то проговаривается, то доводит ее до абсурда. Из этого говоримого им лишнего материала читатель получает понятие об истинном положении вещей в стране: жилищном и продуктовом кризисе, пьянстве, воровстве, спекуляции, о методах проведения кампаний по режиму экономии, ликвидации безграмотности, о партийных чистках и т.п. Сатирическое обнаруживается читателем, но ни автора, ни рассказчика нельзя обвинить ни в критике властей, ни в очернении действительности, ибо ведь он целиком и полностью все поддерживает. Ирония скрытого от глаз чи-