Навигация
Последние новости:
Рекомендуем

Показать все

Посещаймость
��������� ���� ������� ������� � ������� ���������� ������, ����� �� ����� ����� �� ������� �������. ������ ���������� ������, ����� � ����������� myreact.ru � ������� ��������� �� ��. ����� 500��� �� ����� ������ �� ����� ����.
Страница 58
Булгаков М. Юрий Слёзкин («Силуэт»).—Сполохи, 1922, № 22,
«внутреннее существо»: «Он шел по коридору в ночной рубашке с расстегнутым воротом. Помочи от штанов болтались позади, развеваясь во все стороны. Он шел медленно, держа в одной руке полотенце и душистое мыло. Другой рукой он приглаживал встрепанные за ночь волосы.
Она стояла на кухне по своим домашним делам, раздувая самовар или нащепывая от сухого полена лучину.
Она тихо вскрикнула, увидев его, и бросилась в сторону, стыдясь своего неприбранного утреннего туалета».
Но первый адрес полемической направленности «Сентиментальных повестей» иеотторжим от второго. Полемику со «старой» литературой Зощенко ведет, обращаясь к сегодняшней, решительно настаивая на необходимости фронтального ее обновления, расподобления с предшествующей.
Прежде всего необходимо отказаться от прежнего героя: «Дело в том, что интеллигенты сейчас не характерны для нашего времени. Они меня не интересуют. Они были описаны и были представлены очень ярко в свое время»  Одновременно она должна отказаться и от прежних тем: «В нашей литературе слишком много внимания уделено «переживанию» и «перестройке» интеллигента и слишком мало «переживаниям» нового человека. У нас до сих пор идет традиция прежней интеллигентской литературы, в которой главным образом предмет искусства — психологические переживания интеллигента. Надо разбить эту традицию, потому что нельзя писать так, как будто в стране ничего не случилось» 6. Хотя это писано в 1936 г., комплекс требований Зощенко к современной литературе сложился гораздо раньше —- в его литературной практике начала 1920-х годов, а в первоначальных очертаниях — и в теоретизирующих главах неоконченной литературно-критической книги, когда ощущение мгновенной устарелости русской классической традиции второй половины века, и едва ли не в первую очередь толстовской, ярко окрасило литературное сознание современности. 28 июня 1920 г. К. Чуковский записывал в дневнике: «Читая «Анну Каренину», я вдруг почувствовал, что это —- уже старинный роман. Когда я читал его прежде, это был современный роман, а теперь
6 Зощенко М. Как я работаю, с. 111.
6 Зощенко М. Литература должна быть народной.-- В кн.: Зощенко Мих. 1935—1937. Л., 1937, с. 394. Ср. пародийное заявлю ние в повести «Аполлон и Тамара»: «Автор заявляет, что ему нет дела до этих подробностей, его интересует психология».
это произведение древней культуры,— что Кити, Облонский, Левин и Ал. Ал. Каренин так же древни, как, напр., Посошков или князь Курбский. Теперь — в эпоху советских девиц, Балтфлота, комиссарш, милиционерш, кондукторш — те формы ревности, любви, измены, 
Булгаков М. Юрий Слёзкин («Силуэт»).—Сполохи, 1922, № 22,«внутреннее существо»: «Он шел по коридору в ночной рубашке с расстегнутым воротом. Помочи от штанов болтались позади, развеваясь во все стороны. Он шел медленно, держа в одной руке полотенце и душистое мыло. Другой рукой он приглаживал встрепанные за ночь волосы.Она стояла на кухне по своим домашним делам, раздувая самовар или нащепывая от сухого полена лучину.Она тихо вскрикнула, увидев его, и бросилась в сторону, стыдясь своего неприбранного утреннего туалета».Но первый адрес полемической направленности «Сентиментальных повестей» иеотторжим от второго. Полемику со «старой» литературой Зощенко ведет, обращаясь к сегодняшней, решительно настаивая на необходимости фронтального ее обновления, расподобления с предшествующей.Прежде всего необходимо отказаться от прежнего героя: «Дело в том, что интеллигенты сейчас не характерны для нашего времени. Они меня не интересуют. Они были описаны и были представлены очень ярко в свое время»  Одновременно она должна отказаться и от прежних тем: «В нашей литературе слишком много внимания уделено «переживанию» и «перестройке» интеллигента и слишком мало «переживаниям» нового человека. У нас до сих пор идет традиция прежней интеллигентской литературы, в которой главным образом предмет искусства — психологические переживания интеллигента. Надо разбить эту традицию, потому что нельзя писать так, как будто в стране ничего не случилось» 6. Хотя это писано в 1936 г., комплекс требований Зощенко к современной литературе сложился гораздо раньше —- в его литературной практике начала 1920-х годов, а в первоначальных очертаниях — и в теоретизирующих главах неоконченной литературно-критической книги, когда ощущение мгновенной устарелости русской классической традиции второй половины века, и едва ли не в первую очередь толстовской, ярко окрасило литературное сознание современности. 28 июня 1920 г. К. Чуковский записывал в дневнике: «Читая «Анну Каренину», я вдруг почувствовал, что это —- уже старинный роман. Когда я читал его прежде, это был современный роман, а теперь6 Зощенко М. Как я работаю, с. 111.6 Зощенко М. Литература должна быть народной.-- В кн.: Зощенко Мих. 1935—1937. Л., 1937, с. 394. Ср. пародийное заявлю ние в повести «Аполлон и Тамара»: «Автор заявляет, что ему нет дела до этих подробностей, его интересует психология».это произведение древней культуры,— что Кити, Облонский, Левин и Ал. Ал. Каренин так же древни, как, напр., Посошков или князь Курбский. Теперь — в эпоху советских девиц, Балтфлота, комиссарш, милиционерш, кондукторш — те формы ревности, любви, измены,