Навигация
Последние новости:
Рекомендуем

Показать все

Посещаймость
Страница 164
основная форма брганизации повествования, вытесняющая из произведения прямое авторское слово, делающая авторскую позицию непроявленной
Полонская Е9 Л Из литературных воспоминаний, с, 386.
или неоднозначной» 40. Из литературы ушли, таким образом, формы, особенно активно разрабатываемые Зощенко до середины 30-х годов, его реформаторская работа второй половины 30-х годов осталась в сфере его личного опыта. Но и слово его последней повести, казалось бы отвечавшее как раз тяготению к «прямому и однозначному» выражению позиции автора, недаром так выделилось на современном литературном фоне и отделилось от него: к этому времени объективное повествование вытеснило субъективное, и «все те проявлении авторского „я", когда автор выступал как лицо, активно ведущее нить повествования, отходят на второй план» 41. Для литературы этих лет характерна была подача даже заведомо автобиографического — и именно таковым осознававшегося читателем и критикой — материала в форме «третьего лица» («Как закалялась сталь» Н. Островского — причем надо учитывать не только время создания, но и воздействие многочисленных переизданий, закреплявших определенное взаимотношение между автором и материалом).
Только в конце 50-х годов авторское «я» вышло на поверхность литературы — в обширной мемуарной литературе и в - собственно художественном повествовании42; можно говорить в этом смысле, что Зощенко забежал вперед примерно на десятилетие. Одновременно совершался и поворот к разным формам сказа, своевременно отмеченный и лингвистикой и критикой,— и здесь широко использовалось «прежнее» зощенковское слово, живо ответившее потребностям начального этапа нового литературного периода. Едва ли не вся молодая проза тех лет заговорила от первого лица, бурно и самозабвенно осуществляя право героя и автора на «личное мнение» по любому — и общему, и особенно частному — поводу. При этом иронически-пародийная манера вести рассказ сильно потеснила манеру «положительную» 43— с тем чтобы спустя всего несколько лет
40 Кожевникова Н. В. Указ. соч., с. 136—137.
41 Там же, с. 137.
42 «Распространенное в это время повествование от первого лица двойственно и зависит от типа повествователя», распространен тип, в котором повествователь «представляется до некоторой степени двойником автора» (Кожевникова Н. В. Указ. соч., с. .146-147).
48 См. об этом: Рудакова М., Чудаков Л, Современная повесть и юмор.— Новый мир, 1967х № 7,
 
ваметяо уйти из литературы в периферийные жанры, близкие к литературе и все же отдельные от нее. То, что сначала было 
основная форма брганизации повествования, вытесняющая из произведения прямое авторское слово, делающая авторскую позицию непроявленной
Полонская Е9 Л Из литературных воспоминаний, с, 386.или неоднозначной» 40. Из литературы ушли, таким образом, формы, особенно активно разрабатываемые Зощенко до середины 30-х годов, его реформаторская работа второй половины 30-х годов осталась в сфере его личного опыта. Но и слово его последней повести, казалось бы отвечавшее как раз тяготению к «прямому и однозначному» выражению позиции автора, недаром так выделилось на современном литературном фоне и отделилось от него: к этому времени объективное повествование вытеснило субъективное, и «все те проявлении авторского „я", когда автор выступал как лицо, активно ведущее нить повествования, отходят на второй план» 41. Для литературы этих лет характерна была подача даже заведомо автобиографического — и именно таковым осознававшегося читателем и критикой — материала в форме «третьего лица» («Как закалялась сталь» Н. Островского — причем надо учитывать не только время создания, но и воздействие многочисленных переизданий, закреплявших определенное взаимотношение между автором и материалом).Только в конце 50-х годов авторское «я» вышло на поверхность литературы — в обширной мемуарной литературе и в - собственно художественном повествовании42; можно говорить в этом смысле, что Зощенко забежал вперед примерно на десятилетие. Одновременно совершался и поворот к разным формам сказа, своевременно отмеченный и лингвистикой и критикой,— и здесь широко использовалось «прежнее» зощенковское слово, живо ответившее потребностям начального этапа нового литературного периода. Едва ли не вся молодая проза тех лет заговорила от первого лица, бурно и самозабвенно осуществляя право героя и автора на «личное мнение» по любому — и общему, и особенно частному — поводу. При этом иронически-пародийная манера вести рассказ сильно потеснила манеру «положительную» 43— с тем чтобы спустя всего несколько лет
40 Кожевникова Н. В. Указ. соч., с. 136—137.41 Там же, с. 137.42 «Распространенное в это время повествование от первого лица двойственно и зависит от типа повествователя», распространен тип, в котором повествователь «представляется до некоторой степени двойником автора» (Кожевникова Н. В. Указ. соч., с. .146-147).48 См. об этом: Рудакова М., Чудаков Л, Современная повесть и юмор.— Новый мир, 1967х № 7, ваметяо уйти из литературы в периферийные жанры, близкие к литературе и все же отдельные от нее. То, что сначала было