запись: «Сенсация! Сенсация! Поэт Невского проспекта переехал в петербургские трущобы» (далее стерты два-три слова), подчеркнуто «Скучно!» (с. 46). Отчеркнуты первая и вторая строфы
Полонская Е. Из литературных воспоминаний.— Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 139. Труды по русской и славянской филологии: II. Тарту, 1963, с. 383.
9-й главки («Не слышно шуму городского...» и «Стоит буржуй на перекрестке...»), сбоку запись: «Контрасты» (с 49). Подчеркнуто «без имени святого» и рядом запись: «Бог, Любовь — отменены Блоком» (с. 55), подчеркнуто «державным шагом» (с. 59), «Старый мир» (с. 60). Особенно важны, записи на странице 60: «Двенадцать заставили подозревать меня, что есть такая пролетарская поэзия» — и две записи на последней странице ноэмы: «Они отменили Бога. Блок не та[ков?]» и «Блок «вывел» прекрасную свою Даму на Невский. А потом и на Рыбацкую» (с. 62).
Прокомментируем сначала появление в маргиналиях имени Маяковского.
Почти одновременно со статьей о Блоке Зощенко пишет статью о Маяковском. Сохранился более или менее завершенный вариант «О Владимире Маяковском» и набросок «Вл. Маяковский: поэт безвременья»; одна из рукописей датирована июлем 1919 г.30 Можно предполагать, что эта тема была получена Зощенко тоже как студийная — одновременно или несколько раньше темы о Блоке: в архиве К. Чуковского сохранилась работа Е. По¬лонской «Вл. Маяковский», датированная 29 июля 1919 г.31 А. Зайдман поясняет обращение Зощенко и Полонской к Маяковскому тем, что руководитель семинара «как раз в это время работал над статьей «Две России (Ахматова и Маяковский)», и в подтверждение ссылается на доклад Чуковского о двух поэтах, прочитанный в сентябре 1920 г. (т. е. через год), и публикацию его статьи в «Доме искусств»—через полтора года32. Следует упомянуть еще по меньшей мере два значительно более ранних и, несомненно, известных какой-то части студийцев его выступления о Маяковском — 27 апреля 1919 г., 0 чем сохранилась запись в дневнике К. Чуковского33, и 19 декабря 1919 г.— на открытии Дома искусств, где «К. И. Чуковский прочел свою новую статью о Маяковском» 34. Характерен для литературного момента второй
31Зощенко В. Указ. соч., с. 262—263.
32БЛ, Ф- 620.
33ид,ма}< А. Д. Указ. соч., с. 195.
<ьецчас в Петрогорсоюзе был вечер литературный <...> Очень, Чень внимательно слушали мою статью о Маяковском и требовали еще» (хранится у Е. Ц. Чуковской), искусств, 1921, № 1, с. 68, журнальный отзыв об этом чтении: «К. И. Чуковский прочел свой очерк о Маяковском, указав на его ошеломляющие гиперболы и метафоры и на некоторые непоэтические вольности автора «Облака в штанах», которому, однако,
запись: «Сенсация! Сенсация! Поэт Невского проспекта переехал в петербургские трущобы» (далее стерты два-три слова), подчеркнуто «Скучно!» (с. 46). Отчеркнуты первая и вторая строфы
Полонская Е. Из литературных воспоминаний.— Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 139. Труды по русской и славянской филологии: II. Тарту, 1963, с. 383.9-й главки («Не слышно шуму городского...» и «Стоит буржуй на перекрестке...»), сбоку запись: «Контрасты» (с 49). Подчеркнуто «без имени святого» и рядом запись: «Бог, Любовь — отменены Блоком» (с. 55), подчеркнуто «державным шагом» (с. 59), «Старый мир» (с. 60). Особенно важны, записи на странице 60: «Двенадцать заставили подозревать меня, что есть такая пролетарская поэзия» — и две записи на последней странице ноэмы: «Они отменили Бога. Блок не та[ков?]» и «Блок «вывел» прекрасную свою Даму на Невский. А потом и на Рыбацкую» (с. 62).Прокомментируем сначала появление в маргиналиях имени Маяковского.Почти одновременно со статьей о Блоке Зощенко пишет статью о Маяковском. Сохранился более или менее завершенный вариант «О Владимире Маяковском» и набросок «Вл. Маяковский: поэт безвременья»; одна из рукописей датирована июлем 1919 г.30 Можно предполагать, что эта тема была получена Зощенко тоже как студийная — одновременно или несколько раньше темы о Блоке: в архиве К. Чуковского сохранилась работа Е. По¬лонской «Вл. Маяковский», датированная 29 июля 1919 г.31 А. Зайдман поясняет обращение Зощенко и Полонской к Маяковскому тем, что руководитель семинара «как раз в это время работал над статьей «Две России (Ахматова и Маяковский)», и в подтверждение ссылается на доклад Чуковского о двух поэтах, прочитанный в сентябре 1920 г. (т. е. через год), и публикацию его статьи в «Доме искусств»—через полтора года32. Следует упомянуть еще по меньшей мере два значительно более ранних и, несомненно, известных какой-то части студийцев его выступления о Маяковском — 27 апреля 1919 г., 0 чем сохранилась запись в дневнике К. Чуковского33, и 19 декабря 1919 г.— на открытии Дома искусств, где «К. И. Чуковский прочел свою новую статью о Маяковском» 34. Характерен для литературного момента второй31Зощенко В. Указ. соч., с. 262—263.32БЛ, Ф- 620.33ид,ма}< А. Д. Указ. соч., с. 195.<ьецчас в Петрогорсоюзе был вечер литературный <...> Очень, Чень внимательно слушали мою статью о Маяковском и требовали еще» (хранится у Е. Ц. Чуковской), искусств, 1921, № 1, с. 68, журнальный отзыв об этом чтении: «К. И. Чуковский прочел свой очерк о Маяковском, указав на его ошеломляющие гиперболы и метафоры и на некоторые непоэтические вольности автора «Облака в штанах», которому, однако,