Во всех этих статьях так или иначе выражена убежденность в том, что «литература должна быть народной» Связь литературной работы писателя во второй половине 30-х годов с этим тезисом — несомненна.Принципы «новой прозы» оказались особенно очевидными в произведении, написанном в 1936 г. и не получившем от автора никаких жанровых определений. Это была история японской подводной экспедиции, разыскивавшей в 1927 г. золото на «Черном принце», затонувшем во время Крымской войны. Напечатанная всего через год после «Голубой книги», увенчавшей предшествующее пятнадцатилетие зощенковской прозы, повесть обозначила какой-то иной этап, продемонстрировала принципиально новый подход писателя к материалу, к композиции, к слову.В разные годы Зощенко не раз декларирует направленность своей работы в сторону «массового советского читателя». В комментариях к «Возвращенной молодости» он объясняет: «И вся трудность моей работы свелась главным образом к тому, чтоб научиться так писать, чтобы мои сочинения были всем понятны». В одной из статей (1936) Зощенко с раздражением писал: «Еще не так давно в так называемой «маловысокохудожественной» литературе считалось просто даже неприличным цаписать о чем-нибудь простым, обыкновенным языком. И писатели, в особенности начинающие, из уважения к искусству прибегали к Художественному методу». Получалось крайне туманпо и непонятно, что к чему. «Море булькотело...». «Где-то что-то Жмыхпуло, жахнуло, заколюжило...». Явлепиям природы придавались человеческие свойства. „Деревушка, как-то подбоченившись, стояла, притаившись в овраге"». Здесь
48 Литературные записки, 1922, № 3, с. 28-29. 1о? и названа одна из его статей — Литературный Ленинград, 20 апреля.можно увидеть часть новой системы нормативных требований, предъявляемых писателем к литературе и ее языку. Причем значение его работы тех лет выходит, в сущ, ности, ва пределы языка художественной литературы, проникая в область литературного языка в целом.«Черный принц» был написан, по-видимому, тем самым «простым, обыкновенным языком», которого так не хватает, по мнению Зощенко, современной прозе. Он написан так, чтобы было «всем понятно» — и реализует языковую программу Зощенко 1936—1937 гг.Самое заметное, прежде всего бросающееся в глаза отличие от недавних повестей заключалось в преобладании коротких, простых по синтаксическому строю фраз, в яв« ном стремлении автора к лаконичности.«Между тем проходило лето. Траление подводным снарядом шло усиленно. Однако «Черного принца» нигде найти не могли. На дне моря находили массу деревянных кораблей. Находили тиковые мачты, реи, стеньги, якоря».