Навигация
Последние новости:
Рекомендуем

Показать все

Посещаймость
Страница 11
как кажется, наглядным путь мысли самого Зощенко. В конце статьи на свободной части листа его рукой записано следующее: «...Гиппиус. Вяч. Иванов к младенчеству (ср. у Л. Гуревич: «...есть опасность в гаких призывах к младенческому...» — /1/. 7.). К классикам (у Л. Гуревич: «К классикам! — вот другой лозунг современности. Он носится в воздухе за последнее время». — М. Ч.). Кризис индивидуализма». Это кратчайшее резюме статьи и в то же время — набросок плана одного из разде-
3 В библиотеке есть еще отдельное издание: Пшибышевский Ст, Пляски любви и смерти. М., 1910.
лов книги. В выражении «Кризис индивидуализма» (ви: хавшем тогда по страницам печати) было найдено средоточие замысла книги.
Приведем отрывок одного из рукописных вариантов главы «Неживые люди», датированной октябрем 1919 г.: «Как же странно и как болезненно переломилась в сердце русского писателя идея о свободном и сильном человеке. Эта идея, рожденная индивидуализмом, оказалась чрезвычайно больной.
Свободный и сильный человек, человек, которому «все позволено», грядущий человек-Бог — обратился в величайшего эгоиста, в совершеннейшего подлеца. А радость его жизни — в искании утех и наслаждений. <.. .> Но это лишь одна крайность индивидуализма. Другая .страшнее. Другая — пустота, смертная тоска и смерть. Русский интеллигент — не Санин, свободный от всякой морали, совершенно болезненно воспринявший свое одиночество. Он не поверил в себя, он затосковал со старым своим идеалом, стал жить как-нибудь и стал ждать своей смерти. Он свыкся с нею и полюбил ее. Полюбил смерть!» (Архив М. Зощенко) .
Огромная роль в формировании всего этого комплекса идей принадлежала Блоку.
Литературная жизнь Петрограда 1918—1921 гг. (и особенно 1919—1920 гг.) была пронизана присутствием и влиянием Блока. С весны 1919 г., когда Зощенко, демобилизовавшись из армии, начянает осваиваться в литературной жизни Петрограда, сравнительно часты публичные выступления Блока. К ним привлечено после «Двенадцати» и статьи «Интеллигенция и революция» особое внимание тех, кто ищет в этот момент новые ориентиры. Несомненно, эти выступления пересказывались, обсуждались очень широко. Доклад «Гейне в России», прочитанный 25 марта 1919 г. на заседании редакционной коллегии «Всемирной литературы», поставивший тему «кризиса гуманизма» и названный Горьким «пророческим», имел достаточно сильный  резонанс в   петроградской литературной среде.
апреля на собрании сотрудников издательства на частной квартир» был прочитал доклад «Крушение гуманизма», повторенный через полгода, 16 ноября, в гораздо более широкой аудитории — на 
как кажется, наглядным путь мысли самого Зощенко. В конце статьи на свободной части листа его рукой записано следующее: «...Гиппиус. Вяч. Иванов к младенчеству (ср. у Л. Гуревич: «...есть опасность в гаких призывах к младенческому...» — /1/. 7.). К классикам (у Л. Гуревич: «К классикам! — вот другой лозунг современности. Он носится в воздухе за последнее время». — М. Ч.). Кризис индивидуализма». Это кратчайшее резюме статьи и в то же время — набросок плана одного из разде-
3 В библиотеке есть еще отдельное издание: Пшибышевский Ст, Пляски любви и смерти. М., 1910.лов книги. В выражении «Кризис индивидуализма» (ви: хавшем тогда по страницам печати) было найдено средоточие замысла книги.Приведем отрывок одного из рукописных вариантов главы «Неживые люди», датированной октябрем 1919 г.: «Как же странно и как болезненно переломилась в сердце русского писателя идея о свободном и сильном человеке. Эта идея, рожденная индивидуализмом, оказалась чрезвычайно больной.Свободный и сильный человек, человек, которому «все позволено», грядущий человек-Бог — обратился в величайшего эгоиста, в совершеннейшего подлеца. А радость его жизни — в искании утех и наслаждений. <.. .> Но это лишь одна крайность индивидуализма. Другая .страшнее. Другая — пустота, смертная тоска и смерть. Русский интеллигент — не Санин, свободный от всякой морали, совершенно болезненно воспринявший свое одиночество. Он не поверил в себя, он затосковал со старым своим идеалом, стал жить как-нибудь и стал ждать своей смерти. Он свыкся с нею и полюбил ее. Полюбил смерть!» (Архив М. Зощенко) .Огромная роль в формировании всего этого комплекса идей принадлежала Блоку.Литературная жизнь Петрограда 1918—1921 гг. (и особенно 1919—1920 гг.) была пронизана присутствием и влиянием Блока. С весны 1919 г., когда Зощенко, демобилизовавшись из армии, начянает осваиваться в литературной жизни Петрограда, сравнительно часты публичные выступления Блока. К ним привлечено после «Двенадцати» и статьи «Интеллигенция и революция» особое внимание тех, кто ищет в этот момент новые ориентиры. Несомненно, эти выступления пересказывались, обсуждались очень широко. Доклад «Гейне в России», прочитанный 25 марта 1919 г. на заседании редакционной коллегии «Всемирной литературы», поставивший тему «кризиса гуманизма» и названный Горьким «пророческим», имел достаточно сильный  резонанс в   петроградской литературной среде.апреля на собрании сотрудников издательства на частной квартир» был прочитал доклад «Крушение гуманизма», повторенный через полгода, 16 ноября, в гораздо более широкой аудитории — на