Навигация
Последние новости:
Рекомендуем

Показать все

Посещаймость
Сдвиг в логике

15. Сдвиг в логике

Логический сдвиг, то есть неожиданный переход одного логического потока мысли в другой,

один из самых действенных и частотных прие­мов создания комического эффекта в юморис­тической литературе вообще и у Зощенко в частности.

Читательское восприятие обычно подготовле­но логикой предшествующего контекста к ес­тественному продолжению рассказа в рамках той же логики. Однако внезапно происходит обман читательского ожидания и последующий контекст строится по какой-то иной логике, непредусмотренной читателем.

рассказе "Папаша" молодого человека вы­зывают в суд, так как он является фактическим отцом трехмесячного ребенка и обязан платить алименты. На суде, однако, в официальном по­рядке должен быть установлен факт отцовства. Читательское ожидание предполагает следующее логическое развитие сюжета: судья будет дока­зывать факт отцовства молодого человека, а последний будет все опровергать. На деле же про­исходит нечто неожиданное. На замечание судьи о том, что малютка похож на отца, и даже носик у него такой же формы, уклоняющийся от али­ментов молодой человек, пытаясь логически обосновать свою непричастность к ребенку, на деле комическим образом подтверждает свое отцовство:

говорю, извиняюсь, от носика не от­казываюсь. Носик действительно на меня похож. За носик, говорю, я завсегда спосо­бен три рубля или три с полтиной вносить.

 зато, говорю, остатний организм весь не не мой. Я, говорю, жгучий брюнет, а тут, говорю, извиняюсь, как дверь белое.

Папаша

Здесь логика деторождения как бы подме­няется логикой производства какой-либо машины, где одна деталь может быть сделана одним человеком, за которую он и отвечает, а другая другим, за которую первый уже не несет ответ­ственности.

Другой пример логического сдвига. В расска­зе "Баня" посетителю не выдают пальто, потому что он потерял номерок. Ему предлагают по­дождать, пока все   клиенты не разберут свои польта , тогда то, которое останется, и бу­дет его. Посетитель не соглашается — ведь кто-нибудь может позариться на его пальто — и предлагает банщику выдать ему пальто по при­метам. Читатель понимает испуг посетителя: по-видимому, у него новая, дорогая вещь, но пе­речисляемые приметы идут вразрез с таким по­ниманием :

Я говорю: — Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же — говорю. — Вы­дай, говорю, по приметам. Один — говорю, карман рваный, другого нету. Что касае­мо пуговиц, то, — говорю, — верхняя есть, нижних же не предвидится.

Баня

Комический сдвиг в логике присутствует и в рассказе "Любовь". Молодой человек провожа­ет девушку с вечеринки домой. По дороге к ним подходит грабитель и приказывает молодому человеку снять шубу и сапоги. Девушку, одна­ко, он не трогает. Это-то и обижает молодого человека:

[аму не трогаете, а меня — сапоги снимай, — проговорил Вася обиженным то­ном, — у ей и шуба и калоши, а я сапоги снимай.

Любовь

На ситуацию ограбления здесь накладывается совершенно неуместная для такого случая логика равноправия — мол, почему я должен страдать

больше, чем другой.

В следующем контексте тезис "бильярд разви­вает глазомер" комически подменяется тезисом "бильярд не совсем безопасная игра", при этом в

слове глазомер происходит значительный се­мантический сдвиг:

Слов нет — игра интересная. Она занятная и отвлекает человека от всевозможных не­счастий. Некоторые даже находят, что биль­ярдная игра развивает мужество, глазомер и натиск. А врачи утверждают, что эта игра для неуравновешенных мужчин крайне полезна.

Не знаю. Не думаю. Другой неуравнов-вешенный мужчина, играя на бильярде, до того нальется пивом, что после игры еле домой ползет. Так что я сомневаюсь, чтоб это для нервных и расстроенных было по­лезно.

А что это глазомер усиливает, то как ска­зать. Тут одному с нашего дома партнер, прицеливаясь, глаз кием подбил. И хотя тот не ослеп, но все-таки слегка окривел. Вот

вам и развитие глазомера, п если ему теперь по другому глазу пройдутся, то чело­век и вовсе глазомера лишится.

Веселая игра

Сдвиг в логике у зощенковского рассказ­чика далеко не всегда можно объяснить его глу­постью или необразованностью. Часто такой сдвиг есть лишь отражение более общего процес­са некоторых перемен в массовой ментальности, обусловленных текущими экономическими или политическими трудностями. Многие суждения героев Зощенко, иногда весьма парадоксальные с точки зрения здравого смысла, не лишены сво­еобразной, но вполне понятной для читателя логики:

Главная причина — публика очень осто­рожная стала. Публика такая, что завсегда стоит на страже своих интересов. Одним словом, вот как бережет свое имущество. Пуще глаза.

Глаз, говорят, завсегда по страхкарточ-ке восстановить можно. Имущество же ни­коим образом при нашей бедности не вернешь.

Узел

Юморема "сдвиг в логике" используется писа­телем и для иронизирования над некоторыми ши­роко пропагандируемыми мировоззренческими клише. Например, очень часто положительные герои как советской литературы, так и прессы

заявляют, что они не хотят искать легких путей в жизни, презирают пенкоснимательство и стрем­ление к удобной жизни как буржуазные пере­житки. Тезис этот в рассказе "Медик" наклады­вается, однако, на ситуацию, к которой он никак

не применим. Один мужик заболел и вызвал вра­ча. Врач приехал и поставил диагноз:

Маленько объелся мужик через меру. Пущай, — говорит, — клистир ставит и ку­рей кушает.

На это мужик реагирует так после отъезда врача:

Эх, — думает, — так его за ногу. Какие дамские рецепты ставит. Отец, — думает, мой не знал легкие средства, и я знать не желаю, а куреи пущай кушает междуна­родная буржуазия.

Медик

Примеров логического сдвига из творчества

Зощенко можно привести сколько угодно он пользуется этим приемом очень активно. Обнаруживается "сдвиг в логике" и в юморис­тике зощенковских литературных предшествен­ников — Гоголя, Лейкина, Лескова, Чехова, Теффи и др.